19 - 04 - 2024
Авторизация

Сейчас на сайте

Сейчас 780 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

  • Уханов|-176401189
  • Соловьева|-880907640

М. Булгаков "Мастер и Маргарита". Из истории создания романа

master and margarita

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Из истории создания романа

(к 125-летию со дня рождения)

 

 «Нет такого писателя, чтобы он замолчал.

 Если замолчал, значит был не настоящий»,

  (из письма к Сталину 30 марта 1931 года).

 

…И настоящий писатель Михаил Булгаков продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю посмертную мировую славу.

Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое в нем приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений.

В 1928-1929 г. г. в один из самых тяжелых периодов своей жизни М.А. Булгаков приступает к созданию главного произведения своей жизни. Работу над романом Булгаков не форсировал, уже твердо зная, что на публикацию ему рассчитывать не приходится. Временами он отдавался ей целиком и за короткие сроки успевал написать огромные куски свежего текста. Но случалось, прерывал ее на многие месяцы и даже годы. Полный первый вариант был завершен в 1934 году. Последний – в 1938, хотя шлифовку его писатель продолжал до конца своих дней в 1940 году.

Булгаков с самого начала литературной деятельности испытывал гонения со стороны «неистовых ревнителей» РАППа, оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В своих наиболее значительных пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», созданных в 1925-1928 гг., Булгаков запечатлел поворот к принятию революции той части интеллигенции, которая первоначально отнеслась к ней настороженно или прямо боролась против нее. Здесь драматург показал самое начало процесса, весьма скоро приведшего к образованию «новой интеллигенции».

Выступая на обсуждении «Театральной политики советской власти»(доклад Луначарского), Маяковский в целом осуждая «буржуазную» «Белую гвардию» на реплику из зала о запрещении произведения Булгакова заметил: « Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться … с удовольствием…»

В 1929 году нападки критики на Булгакова достигли апогея. Со сцены были сняты все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый Остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира». После того как Главрепертком не рекомендовал к постановке новую булгаковскую пьесу «Мольер», драматург 28 марта 1930 года написал большое письмо правительству. Как и в написанном в сентябре 1929 года письме на имя секретаря ЦИК СССР, Булгаков указывал, что полное запрещение его произведений в СССР делает невозможным поддерживать даже простое физическое существование и потому просил разрешить ему выезд за границу.

«…со мной поступили как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе…Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание». Письмо возымело действие: 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба писателя о назначении его во МХАТ режиссером-ассистентом. Однако после 1927 года на Родине писатель не увидел в печати ни единой своей строчки.

Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, пережившей «великую социальную революцию», и что ожидает ее в будущем? Причем в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа.

Первые редакции романа были написаны в 1928- 1929 годах и сожжены автором.

Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты как «Гастроль…», «Сын…», «Жонглер копытом», «Копыто инженера», «Он явился» и т.д. Чаще всего встречается «Черный маг».

В 1932 году в роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. Появлению в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, многие исследователи связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской.

В романе три самостоятельные сюжетные линии: мистическая и сатанинская – Воланд, его свита и москвичи; любовная - Мастер и Маргарита; философская - «Евангельские главы» о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, сплавленные творческой волей автора в некое единство, что по сей день доставляет много хлопот критикам: кто главный герой?

Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне»; сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов; мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия»; драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»… К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад – к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е годы ХХ века и Iвек новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном виде повторяются ровно через 1900 лет.

         Если к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» подходить традиционно, оперируя привычными инструментами анализа, как тема, идея, жанр, заблудишься в нем в два счета, как в дремучем лесу. Ни в какие обычные из схем он не укладывается. Есть основания назвать его бытовым романом, благо в нем широко развернута картина московского быта тридцатых годов. Но и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим.

Как все это совместилось в одном творении? И настолько тесно переплелось, что не разорвешь. Оттого и читается роман взахлеб, особенно когда входишь в него доверчиво и отдаешься на волю авторской мысли и фантазии, открывая новые горизонты в представлении о свободе, о любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии единоличной власти над людьми, о реальном и ирреальном…

В 1966 году, через 26 лет после смерти писателя, журнал «Москва» начал публикацию главного романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». И «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой» в советскую литературу вошел прокуратор Иудеи Понтий Пилат, при котором на заре христианской эры совершились трагические события на Голгофе. Полностью роман был напечатан только в 1973 году.

Изначально книга была задумана как «роман о дьяволе». Появление в Москве 20- х годов Воланда со свитой не особенно удивил читателя.

Поразило другое. В стране, где «большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге» - как утверждал редактор «толстого журнала» Берлиоз,- это самое «большинство» настолько заинтересовалось личностью Иешуа Га-Ноцри, что в начале семидесятых Новый Завет, в котором можно было узнать подлинную историю Иисуса Христа, стал одной из спрашиваемых книг на черном рынке (в других местах приобрести его было невозможно).

После появления «Мастера и Маргариты», сразу сделавшейся «модной» книгой, называть себя атеистом стало как-то «неприлично». Не то чтобы все немедленно бросились посещать церковь, однако Новый Завет, прочитанный вслед за романом любознательными читателями сначала чисто литературно, потревожил, раскрыл душевные створки.

Так «роман о дьяволе» напомнил о Боге способом «от противного».

Книга стала «романом века». Жадный интерес к «Мастеру и Маргарите» привел к публичным мистериям: майские костюмированные балы на Патриарших прудах, приуроченные к дню рождения писателя, всевозможные булгаковские общества, театральная студия на чердаке дома со знаменитой квартирой 302-бис, разукрашенные символами и цитатами из романа стены подъезда.

«Из всех писателей 20-х – 30-х годов прошлого века, наверное Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с ним, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается и будет открываться новыми гранями. Вспомнить хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал», - вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу.

Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и Маргарита» одним из величайших творений ХХ века. Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и юные, находя в нем что-то сказочное и таинственное для себя.

Читайте, наслаждайтесь, совершайте свои открытия…

 

Крылатые фразы из романа

  • Ну что же… Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы то ни было сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… Ну что же и милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
  • Киоск «Пиво и воды», где в жаркий день нет ни пива, ни воды, зато есть хмурая и неприветливая продавщица.
  • Домоуправление, в котором « прямо скажем, все воры», взятки берут, прописывают за деньги.
  • Взять бы этого Канта да за такие доказательства года на три в Соловки.
  • Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  • Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
  • Все будет правильно, на этом построен мир.
  • Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
  • Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  • Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
  • Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  • Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  • Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
  • Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
  • — Трусость — один из самый страшных человеческих пороков. — Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.
  • Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
  • Самый страшный гнев — гнев бессилия.
  • Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
  • Рукописи не горят.
  • Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • Это бы ни с чем по прелести несравнимый запах только что отпечатанных денег.
  • Правду говорить легко и приятно.
  • Каждому воздастся по его вере.
  • Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
  • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла..?? И как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени..??
  • Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
  • Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  • Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо

 

Литература:

1. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков [Текст] / В. Г. Боборыкин. - М. : Просвещение, 1991. – 208 с. – (Биография писателя).

2. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Текст] / А. Вулис. - М . : Худож. лит. , 1991. – 222 с. – (Массовая историко-литературная библиотека).

3. Калюжная Л. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) [Текст] / Л. Калюжная, Г. Иванов // 100 великих писателей. – М. : Вече , 2002. - С. 469-482.

4. Леонова Г. Н. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита [Текст] / Г. Н. Леонова, Л. Д. Страхова // Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы . – 2-е изд . – М. : Дрофа, 1999 . – С. 1091-1122 .

5. Великие Люди  -  Михаил Афанасьевич Булгаков [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://bulgakov.velchel.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 09.04.2016).