М. Булгаков "Мастер и Маргарита". Из истории создания романа

master and margarita

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Из истории создания романа

(к 125-летию со дня рождения)

 

 «Нет такого писателя, чтобы он замолчал.

 Если замолчал, значит был не настоящий»,

  (из письма к Сталину 30 марта 1931 года).

 

…И настоящий писатель Михаил Булгаков продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю посмертную мировую славу.

Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое в нем приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений.

В 1928-1929 г. г. в один из самых тяжелых периодов своей жизни М.А. Булгаков приступает к созданию главного произведения своей жизни. Работу над романом Булгаков не форсировал, уже твердо зная, что на публикацию ему рассчитывать не приходится. Временами он отдавался ей целиком и за короткие сроки успевал написать огромные куски свежего текста. Но случалось, прерывал ее на многие месяцы и даже годы. Полный первый вариант был завершен в 1934 году. Последний – в 1938, хотя шлифовку его писатель продолжал до конца своих дней в 1940 году.

Булгаков с самого начала литературной деятельности испытывал гонения со стороны «неистовых ревнителей» РАППа, оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В своих наиболее значительных пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», созданных в 1925-1928 гг., Булгаков запечатлел поворот к принятию революции той части интеллигенции, которая первоначально отнеслась к ней настороженно или прямо боролась против нее. Здесь драматург показал самое начало процесса, весьма скоро приведшего к образованию «новой интеллигенции».

Выступая на обсуждении «Театральной политики советской власти»(доклад Луначарского), Маяковский в целом осуждая «буржуазную» «Белую гвардию» на реплику из зала о запрещении произведения Булгакова заметил: « Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться … с удовольствием…»

В 1929 году нападки критики на Булгакова достигли апогея. Со сцены были сняты все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый Остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира». После того как Главрепертком не рекомендовал к постановке новую булгаковскую пьесу «Мольер», драматург 28 марта 1930 года написал большое письмо правительству. Как и в написанном в сентябре 1929 года письме на имя секретаря ЦИК СССР, Булгаков указывал, что полное запрещение его произведений в СССР делает невозможным поддерживать даже простое физическое существование и потому просил разрешить ему выезд за границу.

«…со мной поступили как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе…Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание». Письмо возымело действие: 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба писателя о назначении его во МХАТ режиссером-ассистентом. Однако после 1927 года на Родине писатель не увидел в печати ни единой своей строчки.

Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, пережившей «великую социальную революцию», и что ожидает ее в будущем? Причем в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа.

Первые редакции романа были написаны в 1928- 1929 годах и сожжены автором.

Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты как «Гастроль…», «Сын…», «Жонглер копытом», «Копыто инженера», «Он явился» и т.д. Чаще всего встречается «Черный маг».

В 1932 году в роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. Появлению в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, многие исследователи связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской.

В романе три самостоятельные сюжетные линии: мистическая и сатанинская – Воланд, его свита и москвичи; любовная - Мастер и Маргарита; философская - «Евангельские главы» о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, сплавленные творческой волей автора в некое единство, что по сей день доставляет много хлопот критикам: кто главный герой?

Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне»; сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов; мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия»; драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»… К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад – к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е годы ХХ века и Iвек новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном виде повторяются ровно через 1900 лет.

         Если к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» подходить традиционно, оперируя привычными инструментами анализа, как тема, идея, жанр, заблудишься в нем в два счета, как в дремучем лесу. Ни в какие обычные из схем он не укладывается. Есть основания назвать его бытовым романом, благо в нем широко развернута картина московского быта тридцатых годов. Но и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим.

Как все это совместилось в одном творении? И настолько тесно переплелось, что не разорвешь. Оттого и читается роман взахлеб, особенно когда входишь в него доверчиво и отдаешься на волю авторской мысли и фантазии, открывая новые горизонты в представлении о свободе, о любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии единоличной власти над людьми, о реальном и ирреальном…

В 1966 году, через 26 лет после смерти писателя, журнал «Москва» начал публикацию главного романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». И «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой» в советскую литературу вошел прокуратор Иудеи Понтий Пилат, при котором на заре христианской эры совершились трагические события на Голгофе. Полностью роман был напечатан только в 1973 году.

Изначально книга была задумана как «роман о дьяволе». Появление в Москве 20- х годов Воланда со свитой не особенно удивил читателя.

Поразило другое. В стране, где «большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге» - как утверждал редактор «толстого журнала» Берлиоз,- это самое «большинство» настолько заинтересовалось личностью Иешуа Га-Ноцри, что в начале семидесятых Новый Завет, в котором можно было узнать подлинную историю Иисуса Христа, стал одной из спрашиваемых книг на черном рынке (в других местах приобрести его было невозможно).

После появления «Мастера и Маргариты», сразу сделавшейся «модной» книгой, называть себя атеистом стало как-то «неприлично». Не то чтобы все немедленно бросились посещать церковь, однако Новый Завет, прочитанный вслед за романом любознательными читателями сначала чисто литературно, потревожил, раскрыл душевные створки.

Так «роман о дьяволе» напомнил о Боге способом «от противного».

Книга стала «романом века». Жадный интерес к «Мастеру и Маргарите» привел к публичным мистериям: майские костюмированные балы на Патриарших прудах, приуроченные к дню рождения писателя, всевозможные булгаковские общества, театральная студия на чердаке дома со знаменитой квартирой 302-бис, разукрашенные символами и цитатами из романа стены подъезда.

«Из всех писателей 20-х – 30-х годов прошлого века, наверное Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с ним, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается и будет открываться новыми гранями. Вспомнить хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал», - вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу.

Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и Маргарита» одним из величайших творений ХХ века. Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и юные, находя в нем что-то сказочное и таинственное для себя.

Читайте, наслаждайтесь, совершайте свои открытия…

 

Крылатые фразы из романа

 

Литература:

1. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков [Текст] / В. Г. Боборыкин. - М. : Просвещение, 1991. – 208 с. – (Биография писателя).

2. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Текст] / А. Вулис. - М . : Худож. лит. , 1991. – 222 с. – (Массовая историко-литературная библиотека).

3. Калюжная Л. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) [Текст] / Л. Калюжная, Г. Иванов // 100 великих писателей. – М. : Вече , 2002. - С. 469-482.

4. Леонова Г. Н. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита [Текст] / Г. Н. Леонова, Л. Д. Страхова // Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы . – 2-е изд . – М. : Дрофа, 1999 . – С. 1091-1122 .

5. Великие Люди  -  Михаил Афанасьевич Булгаков [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://bulgakov.velchel.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 09.04.2016).